История народа

койбалы

КОЙБАЛЫ

В исторических документах этнонимы «койбал», «койбальцы» были упомянуты в начале 17 века в документах Тубинской землицы, где « койбальский род» зафиксирован как плательщик ясака в количестве 22 человек . Ясак платило трудоспособное население

Койбалы в 17 веке входили в состав Тубинской землицы,а впоследствии ,данная землица стала называться Койбальской.
Существуют различные версии происхождения койбалов. Многие исторические исследователи определяют, что койбалы – это часть самоедоязычных маторов и кетоязычных байкотовцев,сагайцы называли их «туба», а у бельтырцев были известны как « мадоры».
По мнению Г.В.Косточакова,кандидата филологических наук,доцента кафедры шорского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии
« этноним Койбал состоит из двух частей: из "койб" и "ал". Первая часть - еще один кетоязычный диалектный вариант этнонима КыйКойКыбКыпКопКоб, т.е. кетского названия их племени Медведя. В данном случае актуализируется вариант Коб, что сближает по диалекту предков койбалов и предков кобыйцев (хобыйцев). Однако, откуда же появился инлаутный "й"?
Дело в том, что в кетском языке есть явление, когда два чередующихся между собой согласных иной раз в одном из говоров присутствуют в слове одновременно. Частный случай такого общего явления приведен в одной из книг А.П. Дульзона, где он пишет о чередования лр - "многие кеты вместо лль или ррь произносят вместе лрльрь. Подобное же происходило в нашем диалектном чередовании йб,п. Вместо Кой или Коб койбалы произносили вместе два чередующих согласных ("й" и "б"). Получалось Койб. Вторая часть этнонима - "ал" - это аффикс уменьшительности. Смысл и в том и в другом случае один и тот : койбалы - это малая отдельная часть кобов (здесь -койбов), т.е. кетов племени Медведя. П.С. Паллас, записав у койбалов в конце ХVIII в. несколько слов от их старожилов, тем самым доказал, что прежде они были кетоязычны

Койбалы в 19 веке состояли из 7 административных родов, в которые входили 12 сӧӧков, из 173 фамилий.
По исследовательким работам кандидата исторических наук Копкоева Константина Григорьевича,самодийская основа Тубинской землицы (затем Койбальской землицы) на начало 18 века состояла из 15 родов:Урчин до 1735 года,Малый Байгодо,Большой Байгодо,Коль(Кольский),Шарадеков до 1712 года,Аршупов до 1770 года,Сыйский до 1770 года,Алыалахамский до 1712 года,Шип до 1712 года,Урсунов до 1770 года,Карнат до 1770 года, маторы (мадоры) –Таражаков (Турочаков), Бугачев(Абугачаев),Яржи.
Значительно изменился состав родов на 1797 год, из вышеуказанных родов осталось 6:
Мало-Байкотовский,Больше-Байкотовский,Кольский,Таражаков, Абугачаев,Арчин.
После 1822 года Койбальская землица составляла из 7 родов : Мало-Байкотовский, Больше-Байкотовский, Кольский, Таражаков,Абугачаев, Арши и Кандыков, который выделился из Яринской землицы.
Впоследствии населенные пункты родов подразделились на Верхние и Нижние Койбалы.
В Верхние Койбалы входили 6 деревень по правую сторону реки Абакан: Алахтаев,Айдолай,Кочелоров,Чечинин,Чалкин и Капсаргин.В настоящее время все эти деревни объединены в две – это деревни Койбалы и Хызыл аал(Куйбышево) в Бейском районе Республики Хакасия.
В Нижние Койбалы входили две деревни: Собакино,по правую сторону реки Абакан,близ Согры,по верху станции «Орбита» и деревня Синяя скала т.е.Подсинняя(Кӧк хая)на берегу реки Енисей.На территории Нижних Койбал расположена гора Самохвал(Ирт таӷ).
К концу 17 века (в исторических документах) упоминается мадорский князь Койбал и два его сына:Серен и Тебюга. Мадорский князь Койбал(Хойбал) был из сӧӧка
ханъ (хаң, ханг, канг).
Сӧӧк ханъ (хаң,ханг,канг) рода койбал занимал господствующее положение. Это прослеживается в последующих поколениях, этот сӧӧк стал доминирующим в Койбальском роду, который объединил и укрупнил вокруг себя маленькие рода, сӧӧки.
Сыновья мадорского князя Койбал (Хойбал) ,Тебюга, возглавил род Турачаков (Таражаков), а Серенко был отправлен аманатом в г.Красноярск. Из преданий ,рассказанных Кочелоровым Федотом(Сортан) Ананьевичем (1900-1975г.г.), сын Койбалов – Серенко был казнен,т.к. род не выполнил условия шерти(клятвы) т.е. вовремя не оплатил ясак.И в настоящее время весь койбальский род идет от сына Койбала –Тебюги . Неоднозначна личность родоначальника, мадорского князя Койбала и его сыновей , которые составляли началом объединения местных племен,родов и выступали в качестве представителей аристократической династии ,и с их именами связаны контакты с русскими казаками,этот род один из первых принял в 18 веке - крещение.
Б.О.Долгих упоминает в своей исследовательской работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 веке»,что в середине 17 века маторский род возглавлял маторский князь Койбал, впоследствии этот этноним перешел на весь народ. Затем в 90-х годах 18 века маторский род возглавил сын князя Койбал , Тебюга , а второй сын ,Серенко, был отправлен аманатом в г .Красноярск.
Во время путешествия Г.Ф.Миллер по Южной Сибири в своих путевых заметках 1734-1741г.г. отмечал, что расположена
Койбальская землица в верховья реки Енисея,между Абаканским и Саянским острогом,состоит из следующих койбальских улусов:
1Малый Байкотовский улус,численностью в 22 человека плательщиков ясака,имеют котовский язык;
2.Большой Байкотовский улус, 36 человек плательщиков ясака,имеют котовский язык;
3.Туручаков(Таражаков) улус 24 человека.Они называются также моторцами и койбалами,и имеют свой собственный язык.Койбал и Модор были двумя братовьями,по имени старшего названа вся землица;
4.Аршунов улус ,10 человек,котовский (кетский)язык;
5.Урчин улус,5 человек,котовский язык;
6.Ингара улус,11 человек,котовский язык;
7.Карнацкий улус,11 человек,камашинский язык;
8.Коль улус ,7 человек,котовский язык;

9.Сыской улус,8 человек,котовский язык;
10.Аска улус,3 человека,камашинский язык;
11.Ярджи улус,10 человек,камашинский(камасинский) язык;
12.Ургунов улус,15 человек,камашинский язык;
13.Бугачаев улус,11 человек,камашинский язык;
14.остальные(т.е. оставшиеся) тубинцы 6 человек.
Из них первые 8 улусов живут в местностях по реке Тубе, в т.ч. последние из них на озере Тазик-коль(
озеро Кызыкуль Минусинского района Красноярского края), имеющим 4 версты в поперечине,находящимся в 10 верстах к югу от реки Тубы,а от Енисея в 30-40 верстах.
Девятый улус живет на истоке реки Сиды,от которой он и имеет название, поскольку эта река на местном наречии называется су.
Следующие четыре улуса живут в местностях по реке Оя.

В путевых заметках Миллера - часть койбалов были отнесены к говорящим на кетском(коттовским)языке,а часть к маторам или группе ,говорящей на родном камасинском.
Так же об этом отмечается в легендах. В одной из легенд койбал говорится,что сӧӧк чоңмай пришлый.Когда народ этого рода увидел впервые коров т.е. крупно-рогатый скот,то полезли на дерево,удивляясь,что за животное перед ними.Значит ,что этот сӧӧк пришел из таежной или тундровой зоны,где население не занималось скотоводством.
Также о сӧӧке чоңмай говорят у койбал,что женщина при стирке белья,упустила штаны,которые уплыли и она пошла искать их по вверху течения реки, т.е. в их прежних местах проживания,реки текли не так.
В этот же период времени по указанию В.И.Беринга и по тайной инструкции Сената было произведено обследование территории Южной Сибири для почтовой гоньбы и строительства почтовых станций по этому маршруту.
В одном из архивных документов описывается путешествие геодезиста Якова Красикова, затем им была написана книга «Описание юга Западной и Восточной Сибири,о народах проживающих там».

«…выше от Абаканской крепости степью по тракту нашему до речки Тубы 44 версты. При оной реки по обе стороны кочуют татары именуемые койбальцами ,оные дают ясак в город Красноярск и в подданстве состоят в России, другим владельцам алману не дают. При оной Койбальской волости земля к хлебопашеству и скотоводству угодная, лесу по реке Тубе к строению и протчим довольно ,лес имеется сосна, береза, оные татары хлеб сеют яровой, имеют промыслы звериные…
…а оттуда до реки Оя,при котором кочуют татары Койбальской волости…
…а оттуда до крепости Саянской… кругом от крепости кочуют татары,именуемые койбальцы…
…а от Саянской крепости по тракту до речки Уты.
Все эти койбальцы платят ясак в Красноярск, а алману Зюнгарскому владельцу не дают и в подданстве имеются в России…
»(ххх).
М.А.Кастрен посетивший койбалов в середине 1847 году зафиксировал ряд родов… и в его записях мы находим следующие рода: Большой и Малый Байгадо(Бай),Канг,Тараджак,Тьода,Мадор,Кель,Ингара,Бегеды,Ирген,Арши,Кейек и Кайденг.» (Б.О.Долгих.Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 веке.Москва.1962,стр.271).
К началу 20 века у койбал устойчиво сохранились административные рода(улусы): Арши, Абугачаев, Большой Байкотовский и Малый Байкотовский, Кандыков ,Кольский и Таражаков.
Каждый административный род состоял из нескольких сӧӧков :

Байкотовский административный род:
сӧӧк большой байӷудуӷ - 32 фамилии Апчигин,Баинов,Бархилов,Бельчиков,Беткишев,Будюков,Бургарин,Заплатин,Калягин , Киштеев ,Корчуганов ,Кудагин,Курматуров ,Кызылаев, Ламов, Мангатаев , Манзелеев ,Модаров, Нанякин, Олгунев ,Покоянов ,Сабакин , Самояков, Селегеев, Сонин, Торянов,Тугарин, Чороков,Чубугин,Чучагин,Щаландеев,Шимиштеев
сӧӧк малый байӷудуӷ - 31 фамилии Абулгин,Бархудаев,Беденеков,Бейчуганов,Евтюгин,Жердоков,Камагин,Каражаков, Каратанов, Кичигеев,Корчаяков,Кулдурбаев,Кулуяков,Кухустенов,Кучурганов, Кыскылыков,Марыкаев,Мосин,Панпунаков,Панигин,Попачеков,Селенгин, Сортаев, Сытыков,Тораскиров,,Тряков,Токеев,Улугбашев,Чотыев,Цынгаев,Шуйдаев

Кольский административный род:
с
ӧӧк кӧль – 20 фамилий:
Абаев, Бабыштаев, Бадакчинов, Бажиганов, Баинов, Больянов, Барчугин, Бургундосов, Гараскин,Ечегонин,Жужуганов,Заводкин,Имештеев,Иркежеков,Кискидосов, Немежиков,Тогустаев, Томский,Туростаев,Чачаков

Административный род Арши :
сӧӧк чарча19 фамилий
Алжибаев ,Араков,Дюдюпков,Жибуганов,Катнин,Кундулин,Кургундаев, Кускужаков, Мамандаков,Маргазеев ,Побегаев,Салагаев,Саранов,Сертугин,Тучнев, Чадаянов,Чапокалаков,Чебуржеков,Чиганаков

сӧӧк чоңмай - 2 фамилии
Монаргин,Чичинин

Административный род Абугачаев:
сӧӧк погечи(бегочи) - 20 фамилий Атыштаев,Билетов,Бодкин,Казанаев,Кулубкаев,Кызланов,Мангадов,Пойлов, Серденеков,Тепчин,Тогустаев,Тотоков(Тодыков),Торбозов,Торданов,Тюльберов, Хабараков,Чикинов,Чугунов,Шербинов,Шуваев
сӧӧк ордыт – 1 фамилия
Сирженеков

сӧӧк кистим – 2 фамилии
Танбаев,Чалкин

Административный род Кандыков :
сӧӧк хайдың - 17 фамилий
Астаев,Бугуров, Донишкин, Доскаменев Жербадаев , Казанкин,Кандыков, Кордаев, Курагин, Кускунов, Сибичин ,Тазанов ,Тортыбашев, Тодышев, Тюрюбеев, Чебондаев,Чепсаргин

Административный род Таражаков:
сӧӧк мадор -24 фамилий Амераков,Арбагашев,Арыпкаев,Ачаков,Бабин,Джемжелаков,Додонаков,Калачев, Картуянов, Кирикбеев,Кондияков,Корнажаев,Кунаев,Немешев,Пойлов,,Сошкин Сустугашев,Сынаков,Тележеков,Ушкунбеев,Чебагашев,Чедогаев,Шуледеев,Шадрин

сӧӧк ханъ (хаң,ханг,канг) - 5 фамилий
Балтыков,Канажаев,Капсаргин,Качилоров(Кочелоров,Кочулоров),Табаргин

сӧӧк чода - 6 фамилий
Алахтаев, Кобряков, Кускашев, Кыстояков, Таражаков, Толмачев

  • ныне сохранившийся административных родов – самые многочисленные сӧӧки ханъ (хаң,ханг,канг).– это фамилии :Балтыков, Капсаргин, Кочелоров (Кочулоров),Табаргин
    и
    чода – Алахтаев, Кобряков, Кыстояков,Толмачев,Кускашев,
    сӧӧк
    чоңмай – Чичинин,
    сӧӧк
    кӧль – Бургундосов, Кискидосов,
    сӧӧк
    хайдың – Кандыков,
    сӧӧк
    байӷудуӷ –Собакин, Селигеев,Тараскиров,Киштеев,
    сӧӧк кистимТанбаев,Чалкин,
    сӧӧк погечи(бегочи) - Тотоков(Тодыков).
    вышеуказанных 173 койбальских фамилий, исследованных В.Я. Бутанаевым и опубликованной в книге «Происхождение хакасских родов и фамилий» , на сегодняшний день,по моему анализу, сохранились около 30 .
    К койбалам также были причислены Казанбековы ,Сельдемешевы, Такшибаевы , Худяковы .
    Места обитания народа койбалы, по архивным документам , было на 1856 год :
    Таражаков род - по правую сторону реки Абакан и 15 верстах от Думы, которая находилась в с.Уты,
    Больше-Байкотовский род - по реке Салбе, от Думы 234 верстах, по тракту через Шушенскую, Тесинскую волости,
    Мало-Байкотовский род – по реке Салбе, от Думы 235 верстах, от Абугачаева улуса 249 верстах,
    Кольский род - по правую сторону реки Абакан,от Думы 17верстах,
    род Арши – по правую сторону реки Абакан в 14 верстах от Думы,
    Кандыков род – по реке Амылу,в 240 верстах от Думы,
    Абугачаев род – в по правую сторону реки Абакан,в 16 верстах от Думы.

К середине 19 века койбалы стали вести оседлый образ жизни, их улусы стали похожи на русские селения и в 1859 году:
род Таражаков проживал в 15 улусах ,род Б-Байкотовский в 6, род М-Байкотовский в 7, род Абугачаев в 6, род Колький в 2, род Арши в 3 , род Кандыков в 1.
В Ведомостях по учету числа коренного населения ,их общественного имущества за 1830 -1831 годы по Койбальскому родоначальнику Кочелорова зафиксировано :

«… домов – 8;
юрт -274 ;
число душ мужского – 594,женского 503 ,детей :мужского -217,женского- 209; всего-1523;
В табеле о народонаселения на 1831 год по Койбальскому родоначальнику Кочелорову было:
оседлых: мужской -15 ,женской – 17, итого – 32;
кочевых : мужской – 796,женской – 695, итого – 1491;
в течении года родилось : мужской – 21,женской -19, итого – 40;
умерло: мужской – 8,женской – 7, итого – 15;
сочеталось браком – 8 в т.ч. христианской – 3, шаманской – 5.»
( ххх).
По сравнению за перид с 1823 по 1831 годы произошли значительные изменения.Койбалы стали жить в домах, то есть вести оседлый образ жизни,выросло число населения на 212 человек.
Численность населения Койбальской думы и места обитания с 1832 года по 1848 год(по исследовательским работам Н.Собакина, газета «Ленин чолы» ххх):
по рекам Абакан, Уты в 1832 году кочевали – 100 семей , в 1843-1844г.г.-93 семьи,1848г.-65 семей;
по реке Бея – в 1848 году – 22 семьи;
по реке Енисей в 1832 г.- 56 семьи,1843-1844г.г.- 82–семьи,1848г.- 54 семьи;
по реке Кочулька – 1843-1844г.г.- 19 семей,1848 г.- 16 семей;
по реке Амыл – 1832 г.- 18 семей;
по рекам Шушь, Усть-Салба 1832г.- 34 семьи,1843-1844г.г.- 5 семей, 1848г.- 25 семей;
по реке Очуры 1 семья;
около с.Означенного кочевала в 1848г. 1 семья;
около с. Идра в 1848г. кочевала 7 семьи.

Из старых койбальских родов – многие фамилии исчезли ,это может быть объективные или субъективные причины: те койбалы, которые остались на территориях: Курагинский, Каратузский, Шушенский районы) – обрусились ( фамилии Казанкин ,Никитин ,Калягин, Терсков ,Евтюгин, Чихачев и т.д.), некоторые фамилии исчезли во время эпидемии оспы, так как много людей умерли от болезни.
Несколько слов о Таражаковом административном роде.
Мною проведена исследовательская работа по архивным документам жителей Таражакова улуса, были изучены ведомости подворной переписи населения, именные списки по родам с 1828 по 1848 год.

Таражаков административный род в исторических документах указывается, что в 19 веке проживал « по реке Абакану ,ниже улуса Усть-Табату, до границы Абаканской управы, а так же входят устье рек Уты, Бея, занимает степную часть равнину реки Абакану…
…Центром Таражакова рода был улус Уты…
…Койбальского рода было дворов более 50, а всего 60 дворов.
Есть еще Бейская заимка, расположена по реке Бея, ниже улуса Уты, версты на 4.
Там больше 20 дворов. …Недавно Бейская заимка кочевала в Летник…»

( ххх).
Таражаков род на 1834 год:

«В роду 81 семья ,из них живут :

В дер .Каратуз юртою 3 семьи ,без юрты -3

д.Каптырево в юрте 1 семья, 1 семья в доме,

юртою около думы 38 семей

юртою недалеко от думы по реке Абакану 1 семья

юртою в устье Абакану – 5 семей

в дер.Означенной с юртою 3 семьи

в с.Шушенское – 1 семья

около Минусинска – 1 семья

юртой в устье реки Бея - 1 семья

юртою в с.Бейском - 1 семья

на заимке Худоноговой – 2 семьи

в д.Кочергиной юртою- 3 семьи,1 семья без юрты

в г.Минусинске - 1 семья

юртою в д.Усть-Оя - 1 семья».( ххх)

Род Таражаков кочевал по реке Абакану и по статистическим сведениям за 1850 год: число жителей :мужского -198
женского – 149
родилось : мужского- 7
женского 5
умерло : мужского - 5
женского – 3
число браков - 3
наличие юрт – 69
домов – 14

В этом же документе упоминается родовой старшина Таражакова рода Мартын Кочелоров ,где есть подпись его в «Ведомостях об инородцах, обживающих в Койбальский степной думе, ноябрь 20 дня 1850 года»( ххх).
В переписке с Минусинским земским исправником в «Повальном обыске» дают показания по поводу рукоприкладства Толмачева Кешки « от августа 2 дня 1854 года :Федоровъ Иванов Кочелоров 47 лет
Николай Иванов Кочелоров 43 лет
Владимир Никитович Кочелоров 42 лет
Демида Никитович Кочелоров 32 лет
Кирило Павлович Кочелоров 50 лет
Роман Кириллович Кочелоров 32 лет».
(ххх)

На 1856 год в стойбище :Кочелорова Владимира,который проживал по ключу Кизуку,имел:
число душ мужского - 14
женского – 9
домов – 1
юрт – 5

: Кочелорова Торича:

число душ мужского - 4
женского – 4
домов – 1
юрт – 4
по ключу Карасук
проживали со своими семьями : Иван Селигеев,Архип Селигеев,Григорий Селигеев,Николай Капсаргин,Василий Капсаргин,Василий Толмачев.
За период с 1827 года по 1838 год произошла значительная убыль населения – на 987 человек. В 40-х годах 19 века в степных районах правобережья Енисея отличалась оспенная эпидемия( в народе называлась черная оспа), в результате род Таражаков значительно уменьшился ,данная эпидемия нашла свое отражение в легендах койбалов, что соответствует письменным источникам того времени. В результате оспы погибло большая часть койбальского народа, в том числе из рода Таражаков .За период с 1838 года по 1855 год прирост населения незначительна – 120 человек.

В списках ,населенных мест Российской империи, составленных на 1864 год статистическим комитетом М.В.Д. Енисейской губернии :

№№

Название
населенных
мест

положение

Расстояние
от крупн.
города
(верста)Мину-
синска

Число

домов

Число

муж.

населения

Число

жен.

населения

994

996

997

998

974

Селигеево

Карнажаево

Толмачево

Кочилорово

Утинская

р.Абакан

р.Уты

р.Абакан

р.Абакан

р.Уты

157

157

158

158

147

10

13

9

18

31

29

34

27

45

101

22

27

29

39

107

  • (ххх)
    архивных и исторических документах зафиксированы,что народ койбалы проживали по берегам рек Енисей,Амыл,Кочулька,Салба,Казыр,Кизир,Шуши,Оя, по правой стороне реки Абакан и по ее притокам .Но в начале 19 века с связи с расселением казаков некоторые территории были насильно отобраны ,хотя койбалы сопротивлялись.
    одном из преданий койбалов,рассказанной Федотом Ананьевичем Кочелоровым в 1976 году, о потере части своего территории говорится, что у народа качинцы по правую сторону реки Абакана не было земли ,но они решили туда переселится. Но койбалы не давали им свои земли .Качинцы пошли на хитрость. Напоили аракой главу рода и снова начали разговор о земле, на то глава рода сказал, вот вам шкура вола и сколько в ней поместится земля, то ваше. Недолго думая, качинцы ,разрезали так тонко на ниточки шкуру ,и отмерили ,что на шкуру вола вместилась нынешняя территория Алтайского района.
    Есть в Алтайском районе, село Кирово,ранее оно называлось Жанаево.Это название ,по-моему предположению, произошло от имени кайсотского князя Жаная, который кочевал со своим небольшим племенем по рекам Туба,Енисей. Приняв в1654 году российское подданство, стал платить ясак в Красноярск, а затем вовсе слился с местыми племенами туба и койбалы. Имя койсотского князя Жаная осталась в названии места обитания данного племени. ясачных книгах17 века кайсоты(хаасуты)нередко именовались урянхами и потому прослеживается родственная взаимосвязь с тувинцами древнетюркского рода Кичигир, ветвью у которого у тувинцев был род Кучу-гет(Кужугет).

Фактически койбалы потеряли свои земли на правому течению реки Енисей в период учета земель в середине 19 века ,когда землемер Бутаков записал эти земли казакам Алтайского форпоста .Была судебная тяжба койбалов и землемера Бутакова относительно уступки земли под хлебопашество и сенокошение казакам. Но суд решил в пользу казаков Алтайского форпоста и крестьян, проживающих в пределах этой территории и улусные старшины подписали уступное письмо,где говорится,что «кочующие инородцы высказали желание на уступы казакам выше означенной земли,состоящей в инородческом владении по левую сторону реки Енисей,начиная вверх по течению от речки Гусевой(она протекала с будущим поселением) до Сидоровой заимки,и вниз – от устья речки до горы называемой Медвежьей головой… и по краю борков,состоящих от реки Енисея,примерно полагая , в 15 верстах – с таковым условием,чтобы казаки,просящие выше означенной участок земли,владели оным по отводу в обоюдном и нераздельном владении».
К концу 19 века была частично исследовано и опубликовано в работе ученых население Койбальского рода , где показана,что народ сохранил свои исконные сӧӧки и без малейшего колебания называют свою родовую принадлежность и в настоящее время,считается нормальным, если человек знает своих предков до седьмого колена.
Все дела внутри рода решались общим собранием. Оно избирало старейшину рода, который следил за соблюдением родовых обычаев и традиций.
В одном из публикаций
К.И.Горощенко «ххх» говорится, что«…обследованы 35 мужчин и 15 женщин. Плюс 12 человек обследованы по сокращенной схеме. Всего койбальцев изучено и описано 62 человека. Эти люди из 5 улусов: Ананьин,Трошкин,Алахтаев,Айдолов и Матвеев .Приведем некоторые фамилии койбалов, обследованных Горощенко :Толмачев (ул.Ананьин), Чечинин(ул.Ананьин),Селигеев(ул.Трошкин),Алахтаев (ул.Алахтаев) ,Тотоков(ул.Айдолов),Чалкин(ул.Ананьин)Иркижеков(ул.Ананьин),Кочлоров(ул.Ананьин),Щетинин(ул.Трошкин)Копчергин(ул.Трошкин), Бургундашев(ул.Айдолов).

К.И.Горощенко у койбалов выявил и записал сооки по мужской линии :хан , байгыдо, чода, коль, чонмай, хыстым, хойбал.
Фамилии и сёоки койбальцев

Афанасий Толмачев отца: чода мать: чонмай

Тырлас,Федор Чечинин чонмай ханг

Поячек,Николай Селигеев байгудуг чо нмай

Егор Чечинин чонмай кистим

Сос,Егор Алахтаев чода сагай

Байсе,Константин Тотоков бёгоджи ханг

Николай Чалкин кистим байгудуг

Кузьма Иркижеков койбал байгудуг

Тояк,Михаил Кочелоров ханг койбал

Леонтий Копчергин ханг чода

Албанак,Ив.Толмачев чода ханг

Бабай,Вас.Бургундашев коль койбал

Иван Серджеков кистим чода

Фамилии женщин даны по мужьям

 

Анна Тараскирова байгудуг ханг

Анна Курбекова чода койбал

Анна Бургундосова к оль койбал»

(ххх)

  • койбальских фамилий по Всероссийской переписи 1917 года ззарегистрированы 1258 человека,которые проживали в 217 хозяйствах:
    Алахтаев улус в 12 хозяйствах,66 человек;
    Барахтаев улус в 25 хозяйствах,147 человек;
    Бейская заимка 27 хозяйствах,142 человек;
    Митконов (Капсаргин)улус 17 хозяйствах,91 человек;
    Селигеев улус в 16 хозяйствах , 80 человек;
    Улус Уты в 88 хозяйствах , 543 человек;
    Усть-Уты улус в 24 хозяйствах ,150 человек;
    Чичинин улус 8 хозяйствах ,39 человек.
    По переписи 1926 года по Хакасскому округу койбалы проживали в улусах:
    Капсаргин (Митконов) 162 человека обеих пола,в 30 хозяйствах,
    улус Чонмай (Серженеков) 211 человек в 43 хозяйствах,
    улус Ананьев 96 человек в 19 хозяйствах,
    улус Барахтаев (Матвеев) 157 человек в 31 хозястве,
    улус Селигеев 70 человек в 18 хозяйствах,
    улусБейская заимка 138 человек в 24 хозяйствах,
    улус Алахтаев 69 человек в 15 хозяйствах.(
    ххх).
    По похозяйственному учету населения (компактно проживающих) на территории Куйбышевского сельского Совета Республики Хакасия за девяностые годы 20 века носители койбальских фамилий составило 996 человек :род Арши (Чичинины) - 69 человек, род Абугачаев (Чалкины,Серженековы) - 12 человек, род Коль (Кискидосовы)- 23 человека, Мало-Байкотовский (Селигеев,Собакины,Чубугины) – 65 человек,род Кандыков (Кандыковы) – 8 человек,Таражаков род (Алахтаевы, Балтыковы ,Капсаргины, Кочелоровы, Толмачевы) - 819 человек.
    Если к началу 20 века число койбалов составляло 1258 человек,то к концу20 века носителями койбальских фамилий,проживающих на территории Куйбышевского сельского Совета (на родовых территориях) было 819 человек.
    Уменьшение количества койбалов происходили по различным причинам – это миграция койбалов в крупные города,другие районы Хакасии, болезни, ассимиляция с другими народами.
    А та часть койбалов, которые проживали на родовых территориях по рекам Оя, Туба, Амыл, Казыр, Кизир,правобережье реки Енисей - обрусели и приняли другой язык т.е. русский.

Я считаю, что народ койбалы –объединил вокруг себя несколько малых народов , которые сохранили свои родовые сӧӧки , оставшиеся свой след в истории народов Сибири.
Об этом очень доступно написал Б.О.Долгих в своей работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 веке».
Я считаю, что родовая принадлежность на уровне сӧӧков гораздо важнее, чем, принадлежность к какой-либо национальности и также не отрицаю, что сӧӧки имели и имеют большое влияние на политическую жизнь территорий.Как вышеуказано,что род койбалы произошел от имени мадорского (маторского)князца Койбала и можно данный род действительно определить как мадорский (маторский).
Я предполагаю, что этнонимы «кайбал, койбал, койбалы, койбальцы» образовано от южносамодийского слова «кай» - двойной, «ба,бу» - река. Значит слово кайбал может означать – между двух рек или междуречье. Это имя человека, родившегося между двух рек.

  • население сохранило свои исконные сӧӧки и без малейшего колебания называют свою родовую принадлежность и в настоящее время ,считается нормальным,если человек знает своих предков до седьмого колена.

Койбалы в настоящее время компактно проживают на территориях Бейского, Алтайского и Аскизского районов Республики Хакасия, г.Абакане.г.Саяногорске.

Койбальский род я думаю, не родовое подразделение, а остаток большого народа, который в настоящее время считается вымершим, исчезнувшим навсегда , после развала кочевой империи.

Категория: История народа | Добавил: койбалка (28.10.2017)
Просмотров: 1604 | Рейтинг: 2.7/3