Б.З.Канзатов в своей монографии «Тунгусский и самодийский пласты в этногенезе монгольских народов»отмечает,что маторы в 18-19 веках расселялись вперемежку с другими племенами. На западе ареол расселения ограничивался рекой Абакан,на востоке –Гутара.В Прихубсугулье в составе хотогойцев известна группа населения мадор,очевидно имеющая непосредственное отношение к саянским маторам».
По моему мнению,маты и маторы(мадоры) – это один народ, которые проживали на
Матской или Маторской землице. Они обитали по реке Модар, левый приток реки Гутары
в Восточных Саянах,и предполагаю были кетоязычным народом.
Возможно этноним мадор произошел топонимического названия реки Мадор(левый
приток реки Гутара в Восточном Саяне),где кочевали камасинцы, и можно
предположить,что маторы ,затем койбалы являются родовым подразделением
камасинцев.
Ученые отмечают, что койбальский и мадорский языки являются диалектами
камасинского языка.
Б.О.Долгих в своей работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 веке»
отмечает ,что главой рода «каменных матор» в 50-х годах 17 века был Койбал или
Колбай, и по имени его был назван весь род маторский, В 90-х годах 17 века маторский
род возглавлял старший сын Койбала,Тебюга.
В историческом источнике Рашид-ад-Дина «Сборник летописей» в разделе 2,
описывается период правления Кадан-бахадура, сына Кабул-хана ,где был упомянут
татарский(тадар) государь Матар (Матор),который вел постоянные войны
с монгольскими и китайскими войсками за сохранение своих владений , людей.
Эти войны были затяжными, приносили народу обеих сторон много горя ,разорения. В
последствии войско Матара было разбито и стало добычей монголов. Не от
этого ли татарского владетеля идет род мадор ( маторы)?
Л.И.Шерстова в работе «Тюрки и русские в Южной Сибири и этнополитические процессы
и этнокультурная динамика 17 и начало 20 века» отмечает, что « многие исторические
документы свидетельствуют о том, что мадоры(маторы) относились к воинственному
сословию и не несли данническую повинность» ( ххх).
А.А.Жилинский замечает, что «Тубинцы» вместе с двумя соплеменными народами
,маторами и камасинцами отличались воинственным нравом и долго противились
русскому владычеству, пока в 17 веке не сложили оружие и не начали платить
ясак»(ххх).
Одной из известных в истории в мадорском племени(роду) - сӧӧк ханъ (хаң,ханг,канг)
Племена(рода), сӧӧки под названием кангли (хангли,канли,кангаласцы,кангата,ханхасы ) или с основой ханъ (хаң,ханг,канг) существуют почти у всех тюркских народов и считаются большинством ученого мира ,потомками кангюйцев.
Гангюй – могущественное государственное образование на территории Приаралье и Сырдарьи с второго века до нашей эры до пятого века нашей эры.
Тюркологи С.С.Аманжолов и Н.К.Антонов этноним канглы(канлы) выводят от слова канк «телега». Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого, Г.В.Ксенофонтов, предполагал тождество канглы с гаогюйцами - предками уйгуров, которых в переводе с китайского именовали «высокими телегами». Он их считал предками кангаласов .
Это же может относиться и к таким народам или же племенам,улусам, как кангюйцы (канглы /кенгересы), печенеги (кангары), кипчакские племена кангуоглы , монгольское племя кунгират , племена гонгори, кереитское племя конкаит , киданьское племя хунгират, хакасское племя хонгорай, каракалпатское и казахское племена конырат , узбекское племя кунград, азербайджанское племя кангарли, якутский улус кангалас (кангаласцы), племена кунгият (ханкас), канкас у ногайцев, кункас у башкир, хангя и кангири у маньчжуров, кангагир у эвенков, кингит (кенигес), кенегес у тюрков, хунгары (гунны, венгры), гагаузы (кангыр).
В китайской летописи «Юань ши» (14 век) исследователь А.Ш.Кадырбаев обнаружил ,что « канглы (канлы) это есть то,что в эпоху Хань 206 г. до н.э. – 220г. н.э.)называлось Гаочэ-го –страна высоких повозок»(Кадырбаев,Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии 13-14в.в.Алма-Ата:Гылым,1990,с.21).
Кангли(хангли) у Рашид-ад-Дина в « Сборнике летописей» - есть телега.
А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный пришли к выводу о том, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: «речные», «обитатели рек». Ими слово канг (кан ) считается древнеиранским, а не тюркским.
Э.Пуллибланк производит слово кангюй на основе «тохарского» канк - «камень» и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка». Канглы активно использовались монголами в их завоевательной политике.
Известно, что из канглы и кыпчаков был сформирован Кыпчакский корпус и переброшен в область Енисея для подавления восстания енисейских кыргызов. Есть сведение, подкреплённое археологическими данными о том, что часть кыпчакских воинов оставалась на Енисее и после подавления восстания кыргызов. Но их дальнейшая судьба неизвестна. В «Сокровенном сказании Монголов» четко упоминаются народы тубасы,ханхасы,проживающие по берегам реки Енисей.
Есть среди хакасских родов под родовым названием сӧӧк ханъ (в русской транскрипции -ханг ,канг). Еще в древние времена на севере Китая в соседстве с киргизами,отмечались народ ханъ (хаң,ханг,канг), которые обитали в непреступных Саянских горах .
В исторических документах упоминается ,что на Хангане во Внутренней Монголии,где была река Кангат,проживало племя ценцзуй,происходившее от юэчжей т.е. согдийцев, которые выделялись густыми бородами и большими носами.
При ознакомлении с монгольским сборником «Сокровенное сказание монголов», меня заинтересовал народ хабханасы, ханьханэ,в «Юань-ши» - ханхасы, которые предположительно обитали в горных районах Саян.
Еще более интересное утверждение преподносит Зуев Ю.А. в своей работе «Ранние тюрки:очерки истории и идеологии», Алма-Аты,2002,стр.338» о том, что есть связь этнонима канглы-кангюй с названием города Кангати, упоминаемого Рашид-ад-Дином в стране «пеголашадников» и также утверждает « о наличии тележных кангов среди лыжных тюрков ,деливших на три племени: дубо(туба) , милиге(меркит) и хейчэжци (канглы).
В рукописных документах историка Г.Ф.Миллера (полевые дневники, описания этнографического ,географического и исторического содержания) койбалы называются конграйчиен (kongratschien),а также отмечается, что местные соседние племена называли их койбалами .
В древние времена на севере от Китая в соседстве с кыргызами обитавшимися в неприступных горах Восточных Саян отмечались племена кангли (хангли).
Нужно отметить ,что вышеназванный род или сӧӧк существовал по реке Енисей ,у отрогов Восточных Саян, и в настоящее время в составе современных хакасов имеется сӧӧк хаң (ханг ,канг).
Одна из легенд местных племен гласит ,что в древние времена род,сӧӧк ханъ (хаң, ханг,канг) ,проживающие в настоящее время на территории юга Сибири ,приплыли на берестяных лодках т.е. местные племена говорили,что «тос кименниң кiлген хаңнар» .Я предполагаю, что предки сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) приплыли с реки Кан (кетское название реки Кан- Канг,Ханг),еще в 19 веке реку Кан именовали Канг,эта река дала названию сӧӧка.
В начале 60-х годов 20 века слепой дед Майнагашев рассказывал легенду о том,что с севера на территорию князя Сагая пришел мадорский князь Хойбал со своим войском и женщинами с детьми.Это был очень воинственный народ ,у которых каждая женщина владела холодным оружием(ножом), прятавших в потайных карманах платья,когда их мужья попадали в плен,то эти ножи приносили в одежде женщины. Этот народ стал притеснят местное племя с их исконных земель. После долгих междусобных войн,князь Сагай и мадорский князь Хойбал составили соглашение о том ,что если князь Хойбал со своим войском завоюет территорию между реками Енисей и Абакан,то не будет припятствовать их переселению на данную территорию и прекратит войны.И с тех пор мадорский князь со своим народом поселился в междуречье Енисея и Абакана.
Канская землица в начале 17 века в книгах Енисейского острога отмечена как Коттовская (Кетская).землица .Одно из гидронимов юга Сибири – реки Решет, Тибишет, Такульшетка (т.е. три притока реки Гутара) имеют коттский(кетский) термин - шет.
Народ сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) , обитавший в труднодоступных местах Саянских гор, в русских документах назывался как «каменные маторы».
Ученые утверждают, что конграйчиен (койбалы), кангаласцы ,канглы, камасинцы , кангаты, ханхасы – это один народ.
Камасинцы в прошлом именовались кангаласами.
В тоже время Розен М.Ф. и Малолетко А.М. полагают ,что этнонимы кангаласцы ,канглы и другие с основой канг не тюрского и древнеиранского происхождения ,а кетского.
На языке кетском «хаң (ханг) означает « ястреб»(Г.В.Вернер.Словарь русско-кетский).
Это может быть тотемным названием народа – ханъ (хаң,ханг,канг) и по всей вероятности данный род(сӧӧк ) был элитарным родом у древних народов Присаянья, где создали они свои владения:Койбальская,Маторская землицы, Койбальская степная Дума.
Очень ярко прослеживается родственная связь койбалов, обитавших на Койбальской землице в 17 веке с народом, живших на Канской землице. Об этом упоминает Б.О.Долгих в своей работе «Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 веке» отмечает,что младший сын мадорского князя Койбала, Серенко, летом 1690 году приехал в Канскую землицу для свидания к канским своим сородичам по вопросу оплаты ясака и затем остался в аманатах в г.Красноярске.
Тюркским народам известна старая поговорка « Хана выбирают из хаңглы(канглы)».
Это свидетельствует об очень большом влиянии племени (рода) в жизни территории, где проживали.
Все князья и родоначальники ,затем родовые старшины Койбальской землицы ,затем Койбальской степной Думы были из сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) до середины 19 века . Сӧӧк ханъ (хаң,ханг,канг) входят пять хакасских фамилий :Балтыков, Канажаев, Капсаргин, Кочелоров, Табаргин.
Бытует легенда о том,что после смерти главы сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг),наследники не могли разделить его имущество,домашнюю утварь.Чтобы каждому что-то досталось,даже казан(хазан) разбили на части,затем осколки разделили на части,с тех пор сӧӧк ханъ (хаң,ханг,канг) называют среди койбалов «хазан ÿлескен хаңнар».
А также немаловажно знать, что « при исследовании топонимов Южной Сибири и Северной Америки томские исследователи М.Ф.Розен и А.М.Малолетко полагают о том ,что топоним Канзас происходит не от кетского слова КАНГ – ястреб, как это полагал А.П.Дульзон ,а от самодийского рода канг ( по другим источникам ,такой же род существовал у самих же кетов) .В Северной Америке Канзас(река,город,штат) производится от названия родовой группировки индейцев из племени сиуксов,входящих в надплеменное объединение сиу.Сейчас насчитывается несколько десятков человек из рода канг(канзас).
Это позволяет говорить,что миграция древних сибирских народов существовала. (ххх).
Из энциклопедической литературы известно,что североамериканские индейцы племени или общины хан(ханг) населяют по течению реки Юкон в общине Тшоидэк-Хвечин(в переводе с языка хан «люди реки Клондайк»).Индейцы племени хан (ханг) говорят на одном из наречий атабасских языков – хан.В настоящее время численность общины 693 человек.Данный факт говорит ,что происхождение североамериканских индейцев является дискуссией историков,этнографов и других ученых.
А также немаловажно знать, что при исследовании топонимов Южной Сибири и Северной Америки томские исследователи М.Ф.Розен и А.М.Малолетко полагают ,что от самодийского рода канг происходит топоним Канзас(ххх).
Здесь уместно вспомнить поговорку у койбалов – талай кискен хаңнар( океан переплывшие хаңнар).
Как ранее упоминалось, что койбалы были частью кетоязычного и частью самодийского происхождения, то в переводе слово в транскрипции ӄаң, ӄаңгит с кетского языка означает - птенец коршуна(ястреба).
Например: река Кандат может означать ястребиная река т.е. канг –ястреб, дат – река.
В исторических документах Г.Ф.Миллером,а позднее М.А. Кастреном зафиксировано ,что этноним КАНГ является нетюркского происхождения.
Я предполагаю,что койбалы сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) обитали на равнинной территории по течению рек Енисей ,Кан с древнейших времен и все данные племена ,рода обитающие на территориях Хакасии,Иркутской области,Якутии и провинции Юкон в Канаде между собой взаимосвязаны,не только общим своим названием,но и происхождением,у этих народов распространены тотемические представления культа животных,птиц: медведь, волк, коршун,ястреб,орел,олень.
Как вышеуказанно,что койбалы сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) являлись воинствующим сословием и не несли данническую повинность и в письменных исторических документах «монгольского периода» часто упоминается род ханг-ли, къанг-ли, как отмечают ученые, поскольку этот род был воинственным, то монгольские ханы ставили их в свою армию, это говорит о том ,что многие генералы монгольской империи принадлежали к роду ханъ (хаң,ханг,канг).
Среди монгольских кочевников происходили частые столкновения из-за пастбищ. На ханъ (хаң,ханг,канг) Тарикчи была возложена ответственность по разрешению этой проблемы. "Юань-ши" рассказывает о деятельности ханъ (хаң,ханг,канг) Тарикчи:"Тарикчи. Ханглы. Его отец Елилибай. Во времена Чингисхана заслужил должность чиновника. По высочайшему указу участвовал в походе монголов на юг Китая и дошел до Лояна. Взял местность, Тарикчи отличался острым умом, был хорошим стрелком из лука и прекрасным наездником. Был хорошо начитан. Наследовал должность отца... Командовал конницей. Действовал согласно обстоятельствам. Монгольские воины и народ захватывали пастбища друг у друга. Следуя указу императора, Тарикчи добрался до их земель и упорядочил их взаимоотношения. Каждая из сторон (народ и войско) была водворена на свои места. Так Хубилай-хан узнал о его способностях. Войска во главе с Тарикчи дошли до Фуцзяни. Там, где он прошел, урожай не был затронут. Таким образом, те, кто сдавался в плен, как бы возвращались под законную власть. За свои заслуги Тарикчи стал военным наместником в Фуцзяни. Был заслуженным человеком, обладал титулом "верховного полководца, укрепляющего государство", особым знаком властных полномочий - пайцзой с изображением тигра... Умер от болезни,посмертно получил титул "верховного полководца, укрепляющего государство". Имел двух сыновей Тотомура и Ваньну. Первый стал темником , второй - уполномоченным комиссаром по делам управления в Гуанси".
"Айбай - батыр из ханъ (хаң,ханг,канг). Начал служить под началом нойона Субудая. Участвовал в походе на кыпчаков, в набегах на поселения к западу от реки Хуанхэ, захватывал западные заставы, предал разрушению Хэйнань. Служил под командованием Гуюк-хана - внука Чингисхана, ставшего великим ханом. Везде имел заслуги. Затем под командованием четырех наследников трона (Чингизидов) участвовал в походе на юг Китая. Умер в войсках от болезни .
- как отмечают историки,что воины из сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) были быстры как ястребы,заставали врасплох неприятеля ,уничтожали ,их стрелы были точны ,незаметно уходили .Ястреб или коршун являлся у воинов ханг-ли ,къанг-ли покровителем.
С койбальского языка (Словарь Г. Спасского) слово ханг означает стрела.
Родовым знаком у койбал сӧӧка ханъ (хаң,ханг,канг) является стрела.
- «ханх» есть в названии селения у берегов озера Хабсугул,что в Монголии,у подножья Саянских гор.
В древние времена страну хакасов ,живущих по среднему течению Енисея, называли Кангоорой(Хонгорай).
По мнению Ф.И.Страенберга(Табберта) в земле Ханкрой,которую посетив в 1722 году,
побывав в Абаканском остроге ,отметил,что топоним Хонгрой связан с названием кетоязычных коттов-койбалов и самоедоязычных койбалов.
Е.Хелимский отмечает,что «котты-койбальцы (по-камасински chooroi, по хакаски – koiballar) kongraitschien известны под русским назваеием койбалы и населяют районы на восточном берегу реки Енисей между Абаканским и Саянским острогами.» (ххх).
В гербовых родовых печатях койбал (архивные документы ) начала19 века присутствует символ солнце с 12 лучами и означает, что народ преклонялся СОЛНЦУ ,которое олицетворяло тепло, энергию света,благородство,гармонию и добра,лучи обозначали количество сӧӧков в роду.
Можно предположить ,что название Хонгорай , Хоорай может означать, как народ солнца, слово хор- означает солнце. В исторических документах есть выражение Хонгорай Мадор – народ солнца мадор(дословный перевод).
Н.В.Абаев,профессор БГУ,доктор исторических наук отмечает,что « само имя «Хор», символизирующее понятие единого солнечно-небесного бога, вошло во многие тюрко-монгольские этнонимы, содержащие понятия «небесный Бог Солнца», «народ Солнца», «дети Солнца», «страна Солнца» (Хакасия до сих пор называется «Хоорай», «Хонгорай»).
Древнейшая империя хунну в своем полном названии содержала два корнеслова, которые оба означают солнце – «хюн+хор», т.е. Хунгорай, Хонгорай, Хунгария-Венгрия).
|